Правила пользования
работы Атырауской областной универсальной научной библиотеки имени Г.Сланова
1 .Общие положения
- Настоящая Правила пользования ОУНБ им. Г.Сланова разработаны в соответствии с Конституции РК, «Законом о культуре РК», «Правилами пользования библиотеками», утвержденного Министерством культуры Республики Казахстан и Уставом коммунального государственного учреждения Атырауской областной универсальной научной библиотеки имени Габдола Сланова.
- Библиотека является культурным и научно-информационным учреждением, организующим общественное пользование книгами, другими произведениями печати, рукописными изданиями, аудиовидеозаписями и иными материалами из фонда библиотек
- Библиотека призвана обеспечить найболее полное и эффективное комплектование, использование и сохранность своего фонда в целях всемерной помощи обществу в раскрытии внутренних возможностей его членов для экономического, социально-политического и духовного развития, используя свои возможности для обеспечения информированности членов общества.
- Фонд библиотеки - составная часть единого библиотечного фонда Республики Казахстан и является собственностью государства.
2. Права и обязанности пользователей библиотеки
2.1 Права пользователей:
2.1.1. Пользоваться библиотекой имеет право каждый гражданин, предприятия, организация, объединения.
2.1.2. Читателями библиотеки могут быть граждане, достигшие 16 лет.
2.1.3. Для приобретения читательского билета регистрируется в библиотеку, для этого читатель должен иметь с собой удостворения личности.
2.1.4. Читатель в момент записи в библиотеку должен ознакомиться с правилой пользования библиотекой, регистрационном карточке и читательском формуляре должен об этом расписаться.
2.1.5. В библиотеке ветераны и участники ВОВ, инвалиды и граждане которые равняются к ним, почетные гражданины Атырауской области обслуживаются вне очереди.
2.1.6. Читатель имеет право пользоваться с фондом и услугами залов, с документом, который выдаются на год - с читательским билетом.
2.1.7. Читатель имеет право получать книги на дом через абонемент.
2.1.8. Книги из фонда читального зала используются только в читальных залах.
2.1.9. Читатели не имеющие читательского билета должны предъявить паспорт или документ удостворяющий личность. Названным читателям выдаются одноразовый листок пользования со знаком «нерегистрированный».
2.2. Читатель имеет право:
2.2.1. Пользоваться с возможностью свободно выбирать для чтения, во временное пользование произведения печати, пользоваться информационными услугами, предоставляемыми информационно – библиографическим отделом, пользоваться услугами оказываемой библиотекой, а также получать произведения печати по межбиблиотечному абонементу по установленными правилами.
2.2.2. Участвовать в мероприятиях, организуемой библиотекой.
2.2.3. Добровольно может предъявить помощь в укреплении материально-технической базы библиотеки, может быть спонсором в его работе: полностью или частично, финансировать массовых мероприятии.
2.3. Читатель обязан:
2.3.1. При входе в библиотеку сдать верхнюю одежду и сумку в гардероб, не оставлять ценных вещей и деньги, выключить сотовый телефон.
2.3.2. В момент пользование с книгами тщательно пересмотреть состояние книги, при обнаружении каких либо отсутствующих страниц или других дефектов должен об этом заявить библиотекарю.
2.3.3. Бережно относиться к произведениям печатии иным документам, полученным из фондов библиотеки, не делать на них никаких пометок, не вырывать и не загибать страниц, не выносить из читального зала, возвращать их своевременно.
2.3.4. Соблюдать правила открытого доступа, не вынимать карточки из каталогов и картотек;
2.3.5. Соблюдать общественный порядок и соблюдать чистоту внутри библиотеки и контролировать других читателей. Бережно относится к инвентарям библиотеки
2.4. Читателю запрещается:
2.4.1. Отдавать читательский билет или контрольный талон в пользование другому лицу;
2.4.2. Заходить в библиотеку на верхней одежде, с зонтом, принести с собой большие сумки или непрозрачные пакеты, фотоаппараты, аудио-видео технику и другие.
2.4.3. Приносить в библиотеку картины, диски, CD-ROM и пользоваться средствами оргтехники, не принадлежащими Библиотеку.
2.4.4. Вынимать карточки из каталогов и картотек, сделать в них пометок, самовольно заменить порядок ставки книг в книжных выставках.
2.4.5. Громко разговаривать, смеятся и курить в помещениях Библиотеки;
2.5. Читатель несет ответственность:
2.5.1. В случае нанесения порчи изданию из книжного фонда или иному имуществу библиотеки читатель несет ответственность в соответствии настоящего Правила, предусмотренных Законом РК «О культуре».
2.5.2. Читатель при нанесения ущерба или потери издании книжного фонда библиотеки обязан возместить ущерб таким же документом, либо заплатить в десятикратном размере по установленным библиотекой ценой за стоимости документом, при невозможности замены возместить его рыночную стоимость.
2.5.3. Если со стороны пользователя Правила библиотеки не выполняются, пользователь лишается права пользования библиотекой:
3. Обязанности библиотеки:
3.1. Создать условия каждому пользоваться права читателя, дать информации об оказываемых услугах, о книжном фонде;
3.1.1. Проинформировать пользователей о пользовании каталогов и картотек, дать консультацию о работе отделов;
3.1.2. При выполнении запросов читателей поиск литературы по нуждающимся спискам или подбор книг по отдельным тематикам;
3.1.3. Удовлетворить запросы читателей при оказании справочно- библиографических услуг, при оказании услуг при помощи базы данных, систематически ознакомить с новыми поступлениями книг;
3.1.4. В случае не оказании книг по запросам читателя пользоваться услугами межбиблиотечного абонемента, удовлетворить через использования службы ЭДД НБРК и через запроса КазНЭБ НАБ РК;
3.1.5. Обеспечить сохранность, пользования, регистрации, введении учета документов книжного фонда по соответствующим правилам.
3.1.6. Контролировать своевременную возврату выданных изданий читателю, в случае задержки позвонить домой или на рабочее место;
3.1.7. Реставрировать, вклеить порванных или поврежденных книг;
3.1.8. При записи книги на имя читателя делать отметки число возврата книг, регистрационного номера читателя на контрольном талоне книг и вытащить книжного формуляра;
3.1.9. Постоянно вести исследование по книжному фонду, уточнить сколько раз почиталась каждая книга, сделать соответствующие анализы.
3.1.10. Постоянно вести контроль по расстановки фонда и ставить на свое точное место возвращаемые книги от читателей.
4. Виды услуг, предоставляемые читателям библиотеки:
4.1. Читатели обслуживаются в читальных залах и в абонементах;
4.2. Выдача художественных книг на дом на 15 дней;
4.3. Услуги традиционных и электронных каталогов;
4.4. Создания списка литературы при выполнении индивидуальных запросов;
4.5. Предложения аргументов из краведческих, полнотекстовых базы данных;
4.6. Использования услуги информационной системы «Параграф», Правовой информационной системы РК;
4.7. Использования услуги Интернета, службы ЭДД НБРК и КазНЭБ НАБ РК;
4.8. Проведения групповых экскурсии для учащиеся средних и средне специальных учебных заведении и для работников предприятии и организации.
4.9. В библиотеке оказывается услуги для читателей ежедневно с 10.00 по 19.00 безперерыва, кроме пятницы – выходной день и кроме последнего четверга каждого месяца – санитарный день.