КҮНТІЗБЕ 2024
ON-LINE ҰЗАРТУ
ВИРТУАЛДЫ АНЫҚТАМА
СЕМИНАРЛАР ЖӘНЕ КЕҢЕСТЕР
БАҚ біз туралы
Мәртебелі қонақтар қолтаңбасы
Афишалар архивы
ҚазҰЭК

«Кітап кітапхана», 2017 ж ( № 04). 46 – 50 б.

«Халықаралық ғылыми – практикалық конференциясының баяндамалар жинағы», 8 қараша 2017ж. 106 – 110 б.

 

Мусагалиева С.Р. – библиограф высшей категории

         Областной научной универсальной библиотеки им. Г. Сланова 

Великий шелковый путь: История и современность

/ историографический обзор/ 

В Казахстане успешно реализуется Государственная программа, инициированная Президентом Республики Казахстан   « Взгляд в будущее : модернизация общественного сознания» принятая от 12 апреля 2017 г.

Президент призывает сохранить историческое сознание,национальный код, знать свое прошлое,умножать духовное богатство. Каждый  гражданин РК должен внести свой вклад в  дальнейшее  развитие своей страны ,чтобы войти в 30-ку развитых,конкурентно способных стран мира.  В рамках программы « Рухани жаңғыру»,где ключевыми   спецпроектами являются « Туған жер», «Сакральная география», «Казахстанская культура в современном мире» и др. Тематика нашей сегодняшней научно-практической конференции отчасти  раскрывают  перечисленные направления проекта . Известно,что библиотеки,как древний институт,существовали в разные времена,при правлени различных монархов: фараонов,царей,императоров,шахов,эмиров В каждую эпоху развития библиотеки были важны для общества именно потому,что они обеспечивали всем гражданам доступ к знанию и культуре.  И в настоящее время библиотеки кардинально вписываются в новую информационную среду,которую называют не иначе,как «гибридной»,т.е. идет мирное сосуществование печатных и электронных источников информации. Бурно идет передача информации через компьютерные сети. Однако  роль библиотеки в предоставлении доступа к знанию не отменяется.   Библиотеки по прежнему являются очагом интеллектуального и духовного богатства,хранилищем человеческих знаний. В связи с этим,благодаря Государственной программе  « Культурное наследие» в нашу библиотеку поступают много книг,монографий  на казахском и русском языках, представляющих интерес для историков. Особенное внимание хочу уделить серии « История Казахстана в арабских источниках IX-XVI  вв.» состоящей из трех томов./Алматы, « Дайк-Пресс»,2005г/.

Данная работа является ценным источником по средневековой истории Центральной Азии и Казахстана. Капитальный труд В.Г.Тизенгаузена, вобравший в себя материалы важнейших письменных памятников из многих рукописных фондов Европы, многие десятилетия и вплоть до наших дней остается надежной   источниковой базой для изучения истории средневекового Казахстана.

Средневековые арабские исторические и географические сочинения представляют один большой комплекс источников, на основании которых современная наука строит историческую картину для стран,входивших в круг влияния исламской культуры. Наиболее информативным источником сведений по истории и культуре Казахстана IX-XII вв. являются арабские исторические и географические сочинения IX-XV вв. Арабские письменные памятники содержат ценные сведения, отличающиеся широкой осведомленностью и точностью сообщений о тюрках.  Из путешественников того времени следует упомянуть труд знаменитого арабского географа средневековья Ибн Баттуты, основанный на личных впечатлениях во время совершенного им путешествия с запада на восток через Дешт-и Кипчак в Хорезм.   Записки Ибн Баттуты представлены  в 1 томе « История Казахстана в арабских источника»[278 Из описаний путешествий Ибн Батуты ] Весьма важны и интересны картины повседневного быта кипчаков. Преимущество их степей в том., свидетельствует Ибн Баттута, ,что травы ее заменяет ячмень для скота. В степях других стран таких свойств не имеется, поэтому у них много скота. Затем, он отмечает ,что кипчаки народ крепкий, сильный и здоровый  .Они пьют кобылье молоко, конину предпочитают другому мясу. В своем  сочинении путешественник называет население Дашт-и-Кипчака тюрками.  «Тюрки отличаются справедливостью и честностью. Воровство жестоко наказывалось: « Их суд таков: у кого найдется уворованная лощадь, того заставляют вернуть ее своему хозяину и еще сверх этой лощади-девяти кратную ее стоимость. Если не может это уплатить, то забирают его детей, если у него детей нет, то его самого режут, как барана».  В труде арабского путешественника рассматривается и положение женщин в обществе. «Одно из удивительных явлений, которое я видел в этих странах, то, что  жители очень уважают женщин. Здесь женщина по своему положению стоит выше, чем мужчина»[215c] Тюркские женщины держатся с большим достоинством и свои лица не закрывают.[216c] Арабский путешественник описывая свое прибывание в 1334г. в Сарайчике, сообщает ,что в десяти дневных переходах от Сарая, на берегу Улы-су(Яика,или Урала),останавливаюся караваны, чтобы пополнить запасы воды и фуража и перевести дух перед  долгим переходом через пустыню. Ибн-Батута описал путь, пройденный им, не только от Крыма до столицы Золотой орды Сарая, но и расстояние между Сараем и Сарайчиком на берегу реки Яик,а также и путь от Сарайчика до Хорезма. « Расстояние между священным Сараем и Хорезмом составляет путь в сорок дней езды. По причине отсутствия кормовых трав лошадей меняют на вербюдов, запрягая ими тяжелые арбы. Из города уходят по настилу, что  покачивается на выставленных длинным рядом лодках и как две капли воды похож на знаменитый багдадский лодочный мост. Без такой переправы здесь не обойтись :ни один караван, двигающийся с востока или севера в Среднюю Азию, не минует Сарайчика, где хоть на день, а придется сделать привал.

[Тимофеев И.Ибн Баттута-Москва, «Молодая гвардия»,1983, 189с] .Записки Ибн-Батутты являются одним из достоверных, значительных исторических источников, содержащих ценные сведения об этнографии и хозяйственно-культурно-бытовой жизни населения Дашт-и –Кипчак. Путешествие Ибн Батуты проходило по Шелковому пути.  Название « Шелковый путь» (Seideh strassen) впервые ввел в оборот немецкий ученый Фердинанд фон Рихтгофен в 1877 г., в своем классическом труде « Китай». Название было связано с торговлей китайским шелком в качестве самого известного и дорогого товара на протяжении нескольких столетий. Трансконтинентальная торговая магистраль- Великий Шелковый путь, имела огромное значение для взаимопроникновения культур Востока и Запада, синтезировав культуру степи и города. Во многом благодаря Великому Шелковому пути человечество получило прямой доступ к глобальному наследию, не ограничиваясь географическими пределами. О Великом Шелковом пути написано много книг, монографий, исторических статей, художественной литературы. Благодаря археологам разгадано много тайн прошлого, в том числе по истории Казахстана. Теперь мы знаем, что наши предки имели городскую культуру, ирригационные сооружения, архитектуру, искусство. Многие  средневековые города, как Отрар, Сайрам, Сыгнак, Сауран, Сузак, Туркестан, Тараз расположенные на территории Казахстана являлись центрами науки и культуры,  были важными торговыми центрами на Великом Шелковом пути. Торговые отношения, культурное взаимодействие на Шелковом пути средних веков имели прогрессивные последствия: Развитие передовых технологий в изготовлении шелка, бумаги, холодных оружий и военных доспехов, в кулинарии, медицине и фармакологии. Плодотворными были духовные поиски средневековых мудрецов на основе религиозно-философских и религиозно-этических воззрений народов. Книга известного археолога, ученого К.М.Байпакова является удачным пополнением библиотеки научно-исторической литературы, написанной о Великом Шелковом пути .

 

Книга[ Байпакова Карла  «Великий шелковый путь(на  территории Казахстана)-Алматы: «Адамдар»,2007,с,496]  энциклопедическое издание,      являющееся итогом многолетних археологических исследований. В ней вы найдете сведения о древних городах и бойкой торговле в них, о товарах и денежном. обращении, архитектуре и искусстве, а также купцах, миссионерах и дипломатах. Вместе с великими путешественниками и послами побываете на светском приеме у тюркских правителей. Дневники, путевые заметки,   первые карты средневековых путешественников, таких, как Ибн Баттута, Сюань Цзянь, Гильом Рубрук,  Плано Карпини, Марко Поло, а также фотографии городских сооружений и изделий древних мастеров позволят заглянуть в казахстанское средневековье, ярче представить его облик. В книге использован богатейший материал археологических раскопок и исследований исторических памятников на всей территории Казахстана. В фонде нашей библиотеки есть книга[ К. Байпакова и на казахском языке  

 

 

 

 

Жібек жолы және ортағасырлық  Қазақстан-Алматы,Қазақстан,1992,207б]

Интересен богато иллюстрированный альбом на русском и  английском языках: [«по Великому Шелковому пути», «Along the Great Silk road»Алматы, «Крамдс-реклама»,1991,320с.],который приоткрывает для читателя неизвестные страницы Истории. Взаимодействие и взаимообогащение культур –оседлой и кочевой-явило миру удивительный результат, в основе которого лежат многие достижения цивилизаций, созданных народами Казахстана и Средней Азии, а также истоки этногенеза населявших ее народов. Номады Евразийских степей были активными участниками торгово-обменных операций,  между странами была высокая интенсивность межцивилизованных контактов. Занимая центральные области Евразии, они выходили на контакты с цивилизованными центрами от Китая до Центральной Европы. Предметы, производившиеся на Востоке ( тонкий фарфор, шелк, целебные снадобья ,косметические мази, ковры  и многое др.) и доставлявшиеся по Шелковому пути, были на Западе предметами роскоши ,обладать которыми могли немногие За товары с загадочного Востока  Европа расплачивалась сукном , винами, венецианскими зеркалами. Особое место отводилось продаже скота.  Тюрки-кочевники еще тысячу лет назад способны были   разводить курдючных  овец с ярко выраженными смушковыми признаками и что мех этих ягнят пользовался большим спросом в караванной торговле.  В результате многовековой селекционной работы степняки-кочевники довели до совершенства породы каракульских и курдючных овец.

Тюркским мастерам были ведомы все семь твердых металлов древности-золото,серебро, медь, олово, свинец, железо, цинк. Все эти металлы в немалых количествах добывались на месте . Тюрки могли изготовлять туркестанское стекло, сбруи, седла, колчаны, стрелы, предметы домашней утвари из металла и дерева, зергеры делали красивые ювелирные украшения из серебра и меди. Умелыми шелкопрядами были жители средневекового Тараза. Почему-то ,считается,что шелкоткачество было монополией только китайских мастеров. Это не совсем так. Китайцы не держали в секрете свое умение  Китайцы не раскрывали только секрет производства фарфора .Поэтому на шелкопрядильных Тараза работали весьма искусные умельцы, перенявшие школу китайских ремесленников. Об этом более подробно читатель узнает из книги  « По Великому Шелковому Пути»

Профессор Уахит Шалекенов в своей книге: [« Ғылыми еңбектер», «Научные труды»(на каз.и рус.языках) Алматы «Жибек Жолы», 2014,с 583 ]основываясь на исторических данных,точнее на ценных археологических материалах,собранных на протяжении тридцати лет подробно описывает историю казахского народа. Вышедшие из-под пера ученого труды посвящены научному доказательству того,что населявшие Центральную Азию тюркоязычные этносы,в том числе и казахский народ,исстари были цивилизованными народами.Широко распространенное и в долгие годы господствовавшее евроцентристское мнение о тюрках он с помощью письменных источников и археологических материалов опровергает : «Тюрки с древнейших времен не были полностью кочевыми,-пишет автор.-У них были малые и большие города,ставшие культурными и торговыми центрами».[572 с] В книге описывается история Великого Шелкового пути начиная  с зарождения со II в.до н.э .Автор подчеркивает прямую связь истории Великого Шелкового пути с историей города Баласагуна. Резюмируя, хочу отметить, что обращение мировой науки к изучению Великого Шелкового пути- это поистине отсчет времени в наше богатое историческое прошлое, в глубь веков, попытка проследить вехи истории и «смену поколений».  Высказывание Генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора актуально и содержательно: « Шелковый путь, проходивший через степи, моря и пустыни, предоставлял великолепную возможность для установления контактов и диалога, способствовал возможности взаимного обогащения выдающихся цивилизаций. Цель проекта комплексного исследования Шелкового пути-содействовать тому,     чтобы народы сегодня осознали необходимость возобновить диалог, воспользовались имеющей историческое значение возможностью взаимопонимания, общения и взаимного обогащения цивилизаций, расположенных вдоль этого пути». [Байпаков К.Великий шелковый путь ,на территории Казахстана,с.3-4]. В современную эпоху, с углублением международных экономических связей на Евразийском континенте и ростом грузопотоков между Восточной Азией и Европой актуальным становится возрождение многовариантного транспортного коридора «Новый Великий Шелковый путь» В Казахстане интенсивно создается развитая сеть транзитных маршрутов. По территории страны проходят пять международных транспортных коридоров .Великий Шелковый путь, соединяющий три континента, вновь появился на карте мира в июне 2014 г, его маршрут включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Выступая на пленарном заседании Совета иностранных инвесторов  президент Н.Назарбаев отметил: «Возрождение древнего Шелкового пути будет способствовать экономическому, социальному развитию, политической стабильности и, в конечном итоге, прогрессу, процветанию, миру во всех странах, расположенных вдоль его маршрута». Одно из направлений проекта пролегает из Китая через Казахстан, Россию к Балтийскому морю Другое направление также проходит через Казахстан, но выводит уже к Средиземному морю, являющимся одним из узловых центров мировой торговли. Конкурентное преимущество проекта « Новый Шелковый путь», которое будет основано на реализации «принципа 5с-скорость,сервис,стоимось,сохранность и стабильность» По словам Главы государства, Транспортно-логистический хаб-главный элемент «Нового Шелкового пути»

 [Назарбаев Н.А Избранные речи .Том VII.2012-2013гг.-Астана: «Сарыарка»,2014,с118].

Опыт прошлого позволяет лучше понять друг друга, ощутить преемственность развития цивилизации, непреходящую связь времен и судеб народов. Великий Шелковый путь, таким образом, выступает как одна из древнейших интеграционных моделей развития человеческого сообщества. Казахстан  поэтапно идет по правильному пути развития, чтобы быть в числе развитых стран мира. И на этом пути в будущее, Казахстан, находящийся в центре Евразии,  и в прошлом являвшийся активным «соучастником» процесса трансконтинентального  обмена товарами ,идеям новациями на трассе древнего Великого Шелкового пути, и он вновь принимает активное участие в строительстве «Нового Шелкового пути», и снова становится важным связующим звеном в ретрансляции товаров, идей и новаций глобального культурно-цивилизованного трафика.

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1 История Казахстана в арабских источниках.  Сборник материалов,относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Извлечения из арабских сочинений,собранные В.Г.Тизенгаузеном.-Алматы: Дайк-Пресс,2005,711с.

2. Тимофеев И. Ибн Баттута.-М.: Мол.гвардия,1983.-270 с., ил.-(Жизнь замечат.людей.Сер.биогр.Вып.3(634).)

3.Байпақов К. Нұржанов А. Ұлы Жібек жолы және ортағасырлық Қазахстан-Алматы: Қазақстан,1992.-208 бет.

4. Байпаков К. Великий Шелковый путь (на территории Казахстана) - Алматы  « Адамдар»,2007, с.496.

5. По Великому Шелковому пути.  Along the Great Silk road –Алматы KRAMDS реклама,1991,с.320.

6. Шәлекенов Уахит. Ғылыми еңбектер/ Научные труды. Т.I-Алматы, «Жібек жолы»,2014,584 с.

7.Назарбаев Н.А. Избранные речи. Том VII.2012-2013 гг.-Астана: Издательство « Сарыарка»,2014.-572 с.

8.Оразбек Е. «Новый Великий Шелковый путь» или опыт реактуализации идеи.-/Мәдени мұра,2016,№ 2,с 133-138.  

 
 
БЛОГ БОЛМЫСЫ БӨЛЕК БАРД

БЛОГ ЖЫР-ҒҰМЫР

МАХАМБЕТ-220

ТАЙСОЙҒАН ТАРЛАНЫ
QR kod енгізілген кітаптар
Кітапханаға кітап сыйла!
"Біздің өлке"- электронды кітапхана
Жолдаулар

ҚР рәміздері
Жаңа кітаптар
 
 
Пайдалы ciлтемелер